Rus Eng
 
Популярные статьи


Кофе польза и вред для здоровья?
Широко распространено мнение, что кофе наносит вред организ...


Китайская гимнастика Цигун для начинающих
Что представляет из себя китайская гимнастика цинун?Гимнаст...


ПРИКАЗ N 434 МЗ РФ от 16.09.2003 г.

ПРИКАЗ N 434 МЗ РФ от 16.09.2003 г.
(0 голосов, в среднем 0.00 из 5)
  

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

16 сентября 2003 г.

N 434

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ

В целях определения профессиональной компетенции, объема знаний, практических умений и навыков врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине при их аттестации, прохождении обучения в системе последипломной подготовки и самообразования
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить требования к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине (Приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Р.А.Хальфина.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 16.09.2003 г. N 434

ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ

В соответствии с требованиями специальности врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основы медицинского страхования;
- общие вопросы организации лечебной физкультуры и спортивной медицины в Российской Федерации;
- организация работы врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине в условиях лечебно-профилактических
учреждений;
- организация работы врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине, профессиональные обязанности, нормативные документы по специальности;
- анатомо-физиологические особенности мышечной деятельности человека, возрастная физиология; механизм действия физических упражнений на организм здорового и больного человека;
- основы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки; противопоказания к занятиям физкультурой и спортом;
- методические основы лечебной физкультуры; дозирование физической нагрузки;
- средства и формы лечебной физкультуры;
- режимы двигательной активности больных в лечебно-профилактических учреждениях, содержание режимов;
- общие и функциональные методы исследования лиц, занимающихся физкультурой и спортом;
- методы оценки физического развития и физической работоспособности (толерантности к физической нагрузке);
- клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм, при которых используют лечебную физкультуру;
- показатели физического и функционального состояния организма в норме, при патологии и при физических нагрузках;
- показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры;
- физиологическое действие массажа;
- показания и противопоказания к назначению лечебного массажа;
- методы и средства комплексной реабилитации больных и инвалидов;
- аппаратура и оборудование кабинетов лечебной физкультуры и спортивной медицины, возможности их применения и использования, технику безопасности при работе с медицинскими аппаратами, приборами и тренажерами;
- формы и методы профилактической работы среди спортсменов и населения;
- основы медицины катастроф;
- общие сведения об информатике и вычислительной технике.
2. Общие умения:
- получить от пациента (больного, лица, занимающегося физкультурой, спортсмена) информацию о степени его физической подготовленности, собрать общий и спортивный анамнез;
- провести оценку физического состояния организма, выполнить функциональные пробы системы кровообращения, дыхания, нервно-мышечной системы;
- определить физическую работоспособность методами тестирования;
- дать заключение о здоровье и функциональном состоянии организма, определить толерантность к физической нагрузке, допуск к занятиям физкультурой и спортом и их адекватность состоянию
здоровья;
- оказать необходимую срочную помощь при травмах и неотложных состояниях организма (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка наружного и внутреннего кровотечения, иммобилизация, наложение повязки на рану, промывание желудка, инъекции);
- оформить необходимую документацию по учету работы и отчетности, проанализировать ее;
- повышать профессиональный уровень знаний и умений.
3. Специальные знания и умения:
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен
знать:
- физиологию и биохимию мышечной деятельности;
- особенности реакции на физическую нагрузку в детском и пожилом возрасте;
- динамическую анатомию (биомеханику движений);
- гигиену физических упражнений и спортивных сооружений;
- санитарно-гигиенические нормы для залов групповых и индивидуальных занятий лечебной гимнастикой, кабинета
механотерапии, тренажеров, бассейна лечебного плавания и гимнастики в воде, спортплощадок, маршрутов пешеходных и лыжных прогулок и терренкура и др. спортсооружений (устройства, размеры, освещение, вентиляция, температура воздуха и воды);
- классификацию гимнастических, спортивно-прикладных и игровых физических упражнений в лечебной физкультуре;
- расчетные нормы нагрузки специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине (врача, инструктора-методиста, инструктора, медсестры по массажу);
- виды, методики и дозировки лечебного и спортивного массажа;
- методики бытовой и трудовой реабилитации;
- сочетание лечебной физкультуры с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
- программы этапной физической реабилитации больных с инфарктом миокарда;
- частные методики лечебной физкультуры для больных в терапии, хирургии, травматологии и ортопедии, неврологии, урологии, акушерстве и гинекологии, при заболеваниях ЛОР органов, при глазных болезнях, в стоматологии, в т.ч. методики лечебной физкультуры для детей;
- морфо-функциональные характеристики спортсменов различных видов спорта;
- основы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки;
- методы иммунологического контроля в спорте;
- организации и методы допинг-контроля в спорте;
- особенности спортивного отбора детей и подростков;
- особенности методик, спортивной тренировки и соревнований спортсменов-инвалидов;
- клинические проявления и методы диагностики заболеваний, повреждений и дефектов организма (в т.ч. врожденных), препятствующих отбору в профессиональный спорт;
- клинические признаки, методы диагностики, принципы профилактики и лечения физического перенапряжения,
сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, функции печени и почек;
- классификацию спортивных травм, методы профилактики, оказания неотложной помощи, лечения и спортивной реабилитации;
- систему восстановления и повышения специальной спортивной работоспособности;
- программу медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта, оздоровительной физкультурой и физвоспитанием;
- принципы оздоровительного спорта, диагностики физического здоровья и оценки эффективности оздоровления;
- сочетание форм, средств и методов оздоровительного спорта в рецептуре здоровье сохраняющих и здоровье восстанавливающих медицинских технологий;
- программу углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва.
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен уметь обосновать назначение лечебной физкультуры, выбрать средства, формы и дозировки физической нагрузки больным с различными заболеваниями и повреждениями организма:
В клинике внутренних болезней:
При болезнях сердечно-сосудистой системы:
- атеросклероз; ишемическая болезнь сердца на этапах лечения и реабилитации; гипертоническая болезнь; нейроциркуляторная дистония; гипотоническая болезнь; болезни миокарда; ревматизм; приобретенные и врожденные пороки сердца;
При болезнях органов дыхания:
- бронхит; острая пневмония; хроническая пневмония; эмфизема легких, пневмосклероз; бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого; бронхиальная астма; плеврит; туберкулез легких;
При болезнях органов пищеварения:
- опущение желудка, энтероптоз, гастрит; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; колиты, дискинезии кишечника; болезни печени и желчевыводящих путей (дискинезии, гепатит, холецистит, желчно-каменная болезнь);
При болезнях обмена:
- ожирение, подагра, сахарный диабет, гипер- и гипофункция щитовидной железы, рахит и гипотрофия;
При болезнях почек и мочевыводящих путей:
- нефрит и пиелонефрит, почечно-каменная болезнь, нефроптоз, недержание мочи, простатит, аденома предстательной железы;
При травмах, болезнях и деформациях опорно-двигательного аппарата:
- переломы костей верхних и нижних конечностей, переломы позвоночника и таза, черепно-мозговая травма, ампутация
конечностей (подготовка к протезированию), травмы мышц и сухожилий (ушибы, растяжения, разрывы, надрывы), артриты, деформирующий артроз, коксартроз, анкилозирующий спондилоартрит, остеохондроз позвоночника, нарушения осанки, сколиозы, кифозы, деформация стоп (косолапость, плоскостопие и др.), кривошея, врожденный вывих бедра;
При болезнях крови:
- заболевания периферических артерий, вен, лимфатических сосудов;
В хирургии:
- до- и послеоперационный период в хирургии грудной и брюшной полости, ожоговая болезнь, трансплантация органов и тканей, ортопедические операции на позвоночнике и костях конечностей;
В клинике нервных болезней:
- атеросклероз мозговых сосудов, нарушение мозгового кровообращения, инсульт, парезы и параличи различной этиологии, детский церебральный паралич, миелит и полиомиелит, неврозы, вестибулярные нарушения, миастения и миопатия, радикулиты различной этиологии, парез лицевого нерва, повреждения периферических нервов, последствия травм головного и спинного мозга;
В акушерстве и гинекологии:
- беременность и послеродовый период, опущение матки и стенок влагалища, воспалительные процессы придатков матки, аномалии положения матки.
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен уметь обосновать дозировку физических нагрузок, выбрать формы, средства и методы для общего оздоровления и повышения спортивной работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом: - оценить состояние здоровья с указанием группы здоровья
(основная, подготовительная, специальная);

- оценить физическое развитие и физическую работоспособность;
- оценить данные электрокардиографии при физических нагрузках и других инструментальных методах исследования сердечно-сосудистой системы;
- оценить данные функции внешнего дыхания и газообмена;
- оценить данные функциональных проб (с физической нагрузкой, дыхательные, вегетативные);
- оценить функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;
- оценить клинические и биохимические показатели крови и мочи при физических нагрузках;
- организовать по показаниям дополнительные исследования и оценить показатели здоровья и функциональных систем организма спортсменов с учетом специфики видов спорта;
- дать рекомендации по режиму тренировочных нагрузок спортсменов, допуск к занятиям спортом и соревнованиям;
- оформить назначения лечебной физкультуры в соответствии с утвержденной формой - картой больного (ф. 42) и с указанием методики физических упражнений, дозировки общей и специальной
нагрузки;
- осуществлять по показаниям индивидуальные занятия лечебной гимнастикой с тяжелыми больными;
- составлять совместно с лечащим врачом программу этапной физической реабилитации больному инфарктом миокарда;
- определять методику и дозировку занятий на тренажерах, в лечебном бассейне, маршрутов пешеходных прогулок и терренкура и др. спортивно-прикладных упражнений и спортивных игр для здоровых и больных;
- осуществлять врачебно-педагогические наблюдения на занятиях лечебной физкультурой, учебно-тренировочных занятиях массовой физкультурой и спортом и оценивать адекватность физической нагрузки объективными методами исследования;
- объективно оценивать эффективность воздействия на человека оздоровительного спорта;
- определять методику и дозировку лечебного массажа, его сочетание с лечебной физкультурой, последовательность процедур;
- осуществлять процедуры лечебного и спортивного массажа;
- осуществлять методическое руководство и контроль за деятельностью инструкторов-методистов, инструкторов по лечебной физкультуре, медсестер по массажу;
- осуществлять врачебные консультации пациентам, населению и спортсменам по использованию средств и методов физической культуры в целях сохранения и укрепления здоровья;
- осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий лечебной физкультурой;
- анализировать эффективность лечебной физкультуры и массажа, вести необходимую учетную и отчетную документацию и представлять отчет о работе в установленном порядке;
- осваивать и внедрять в практику новые современные методики лечебной и оздоровительной физкультуры;
- организовать и осуществлять медицинское обеспечение лиц (первичное, углубленное, текущее, этапное), занимающихся различными видами спорта и физической культуры в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований;
- осуществлять врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом (в процессе физического воспитания, при занятиях массовыми видами физической культуры, у детей и подростков, у спортсменов-инвалидов, питанием спортсменов);
- проводить диспансеризацию спортсменов;
- осуществлять профилактику, диагностику, лечение болезней и травм у спортсменов;
- осуществлять восстановительные мероприятия спортсменам после физических нагрузок и медицинскую реабилитацию после травм и заболеваний.

Последнее обновление ( 2008-01-10 )
 

Отзывы


  • Вконтакте
  • Facebook
  • Disqus